Образование при социализме и капитализме

Одновременно с экономическим кризисом, который тянет всех нас на дно, все острее становится и кризис социальный. И одна из главных его примет — это разрушение сферы образования, на котором зиждется социальное благополучие государства. На протяжении многих лет она подвергается безостановочному «реформированию». Наряду с тотальной коммерциализацией образования, делающей его все менее доступным для граждан, здесь наблюдается и нарастающая кадровая деградация, к которой приводят меры, затеянные либералами-рыночниками. Хотелось бы на примере образования Керчи показать разницу между советской и капиталистической системами к подходу к этой важной сфере.

Из учебных заведений, открытых для детей состоятельных граждан города, имелись 2 гимназии, мореходное училище каботажного плавания, Кушниковский институт благородных девиц, а для рабочего люда - лишь начальные школы. Но количество их было так незначительно, что детям часто отказывали в приеме «за отсутствием мест». После Великой Октябрьской Социалистической революции и Гражданской войны в восстановленных школах в 1921 году обучалось свыше 6 тысяч детей трудящихся, а до революции во всем уезде насчитывалось 3 тысячи учащихся. На предприятиях Керчи были созданы 78 групп по ликвидации неграмотности среди взрослых. Население города к 1926 году превысило 35,5 тысяч человек. Действовало 12 школ первой ступени и 5 девятилеток. Под школы были отведены лучшие помещения. Кроме того, на всех предприятиях работали группы ликвидации неграмотности среди взрослых. Открылись многочисленные профессиональные курсы и школы, сельскохозяйственный техникум, морской техникум, рабочий факультет, так называемый Боспорский университет, где обучалось 120 человек. В 1940 году в Керчи проживало уже более 100 тысяч населения. В 39 школах 548 учителей обучали около 17 тысяч учащихся и в пяти школах рабочей молодежи - 780 учащихся. В трех техникумах: рыбном, металлургическом и фельдшерском насчитывалось 800 студентов. С 1929 году в Керчи действовал рабочий университет, в 1940 году его посещало 760 человек. Небольшая рыбохозяйственная станция выросла в Азово-Черноморском научно-исследовательском институте морского рыбного хозяйства и океанографии с лабораториями, опытными станциями, специально оборудованными судами, где 23 научных работника изучали рыбные богатства Азовского и Черного морей, разрабатывали мероприятия по усовершенствованию организации и техники лова. В городе работали драматический театр, дворец культуры, 16 клубов, дом учителя, 4 кинотеатра, 25 киноустановок, 40 библиотек, историко-археологический музей. Выходили городская газета «Керченский рабочий» и 4 многотиражки. Руководящей и направляющей силой политической, экономической, общественной, культурной жизни социалистической Керчи была городская партийная организация. В ее рядах состояло 4 тысячи коммунистов. В составе комсомольской организации в 1941 году насчитывалось около 6 тысяч юношей и девушек. 22 июня 1941 года мирное строительство было прервано вероломным нападением фашистской Германии на СССР. На защиту Родины стали коммунисты, комсомольцы, молодежь, рабочие и служащие заводов и строек города. В первые дни войны на фронт из Керчи ушло 15 тысяч человек. Страшной и жестокой была оккупация города и война для керчан . Но, благодаря огромному мужеству и подвигу многонационального советского народа, настала для всех долгожданная Победа! Полностью разрушенная Керчь встречала победителей. Предстояла огромная работа по восстановлению города. Труженики Керчи уже к зиме 1945 года отремонтировали 131 тысячу квадратных метров жилья, 16 школ, 8 детских садов, 2 детских дома, 32 лечебно-профилактических учреждения, 2 кинотеатра. В городе работали телефонная связь, радиоузел на 2 тысячи точек, почта. За послевоенные годы в восстановление и развитие города вложено свыше миллиарда рублей. За послевоенный период Керчь превратилась в значительный культурный и научный центр Крыма. В середине 70-х годов в 30 общеобразовательных школах, в том числе 2 школах-интернатах и одной общеобразовательной специальной школе-интернате 1200 учителей обучали более 20 тысяч детей. В 3 вечерних и одной заочной школах приобретали знания более 1500 человек. В одном из старейших техникумов металлургическом, созданном в 1930 году, обучалось более 1500 юношей и девушек, а в судомеханическом, основанном в 1955 году - около 1000 студентов. В медицинском училище, открытом в 1953 году, приобретали специальность около 300 будущих акушеров и медицинских сестер. Подготовкой квалифицированных рабочих для горной, металлургической и других отраслей промышленности было занято 6 профессионально-технических училищ. С 1960 года в городе действовал Керченский филиал общетехнического факультета Севастопольского приборостроительного института, готовящий специалистов по технологии машиностроения и приборостроения, судостроения и судоремонта , автотранспорта, энергетики, радиотехники и др. На факультетах обучалось более тысячи студентов.

С развалом СССР в городе резко сократилось количество детских дошкольных учебных заведений. Многие здания сданы в аренду или проданы за бесценок, разрушены. А ведь сегодня вопрос обеспечения жителей яслями и детскими садами вновь стоит на повестке дня. И маленькие жители и их мамы ждут - не дождутся места в них. В городе нет ни одной вечерней школы. Сокращено количество профессионально-технических училищ. Их сегодня осталось два. Заработная плата учителей очень низкая. Этот насущный вопрос требует срочного решения. Необходимо позаботиться и о закупке наглядных пособий для школ и детских садов. В некоторых школах полностью отсутствуют химические реактивы для проведения лабораторных работ на уроках химии, учебные карты, видео, спортивные снаряжения для уроков физкультуры. В истории и реальной жизни все познается в сравнении. Вот и сравним социализм и капитализм. А ведь при социализме образование было еще и бесплатным!

 КПРФ подготовила прекрасную образовательную программу «Образование для всех». Только поддержка этой программы позволит нам вернуть былое величие нашей советской системы образования.